Университет ИТМО поддержал создание «чудо-бейджика» от вирусов. Научно ли оно? | Популярный Университет

Университет ИТМО поддержал создание «чудо-бейджика» от вирусов. Научно ли оно?

Университет ИТМО поддержал создание «чудо-бейджика» от вирусов. Научно ли оно?

Еще 3 апреля в сети появилась информация о выпуске «средства от гриппа и аденовируса» от компании ООО «Инноколлоид». Между тем, само предприятие существует аж с 2017 года и было создано при поддержке Университета ИТМО, которому принадлежит 20% в нем. Разберемся, поможет ли «волшебная» разработка ученых защитить человека от вирусов.

Сообщается, что сам «Блокатор» (так называется новое средство защиты) «эффективно обеззараживает личное пространство объемом 1 кубометр». Для сравнения эффекта своей разработки, авторы сравнивают его с защитным куполом, через который не могут проникнуть вирусы. Согласно описанию, это средство использует в качестве активного вещества диоксид хлора — ядовитый агент, который сегодня используется для хлорирования воды.

Обеззараживающей свойства этого соединения сомнению не подвергаются — он действительно способен убивать бактерии. С 2010 года в США его даже разрешили подмешивать в зубные пасты, чтобы удалять стойкие бактериальные пленки и убивать бактерии в полости рта. Но у такого соединения есть один недостаток — как и большая часть соединений хлора он ядовит для живых организмов. При комнатной температуре он представляет собой газ, который при попадании на слизистые вызывает раздражение и кашель.

И хотя летальная доза этого соединения относительно высокая — примерно 9,8 г для человека весом 70 килограмм, — этот факт не делает использующий его «Блокатор» безопаснее, ведь разработка предполагает постоянное попадание в организм молекул диоксида хлора и накопление его в организме. Кроме того, при температуре ниже 10°C, которая сегодня наблюдается во многих регионах России, такой бейдж станет попросту неэффективным, так как диоксид хлора при этом перейдет в жидкое состояние и практически перестанет испаряться, образуя заявленный «купол».

Реклама «Блокатора»

Диоксид хлора также довольно чувствителен к повышенным температурам и свету — он может буквально взрываться, если достигается значительная его концентрация или температура повышается до 50°C. Так что если вы и захотите приобрести такое защитное «облако», не стоит вешать на себя больше одной такой штуки, иначе сочувствующие взгляды врачей в приемном покое вам обеспечены.

Стоит отметить, что подобные прецеденты на использование диоксида хлора в качестве панацеи от всех болезней уже имели место быть. Так, в 2010 году в США начало массово распространяться средство под названием «Чудесная минеральная добавка» («Miracle Mineral Supplement») или просто MMS. Оно содержало диоксид хлора и позиционировалось как панацея — лекарство от ВИЧ, аутизма, рака и акне. Однако затем Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов начало информировать людей об осторожном использовании этого средства, так как у многих оно вызывало неприятные симптомы — тошноту, диарею, сильную рвоту и угрожающее жизни понижение кровяного давления, вызванное обезвоживанием.

С действующим веществом разобрались. И даже выяснили, что у него есть потенциальная противомикробная и противовирусная активность. Однако, как показали исследование, проведенные в НИИ Пастера, разработка не особо хороша: она убивает до 97,5% вирусов, но это достаточно мало — с таким же успехом можно употребить бутылочку крепкого алкоголя и одно амбре позволит уничтожить большее количество микроорганизмов. Для применения в качестве реального средства индивидуальной защиты необходимо уничтожение как минимум 99% вирусов.

Стоит сказать, что другая разработка компании, получившая название «Первая помощь», имеет доказанную эффективность и применяется для лечения ран и ожогов. Статья о принципе ее работы даже опубликована в престижном научном журнале Scientific Reports. Интересно и то, что на сайте компании говорится о создании «Блокатором» антимикробной среды вокруг пользователя, однако вирусы не относятся к микробам, а предложением раньше приводится список вирусов, которые уничтожаются «чудо-бейджем». Этот факт говорит о том, что разработчики вряд ли вполне понимают принцип работы своей новинки и ее эффекты.

После публикации материала в РИА ФАН и последовавшего за этим шквала критики в социальных сетях и СМИ, Университет ИТМО начал отнекиваться, утверждая, что имеет лишь косвенное отношение к проекту и просто имеет там долю. Однако страница с товарами ООО «Инноколлоид» расположена на поддомене, принадлежащем именно ИТМО и фактически рекламируется на их сайте. На данный момент можно увидеть, что «Блокатор» и «Блокатор Детский» временно вышли из продажи. Такое решение принял генеральный директор компании, который на своей странице в Facebook призвал к диалогу между специалистами и командой проекта для решения всех проблем и выяснения реальных опасностей или пользы разработки. Для этого он открыл доступ к комментированию гугл документа, к которому может присоединиться любой желающий.

Стремление выяснить мнение профессионального сообщества со стороны генерального директора похвально, но вопрос, почему это не было сделано раньше, до выхода новинки рынок, остается открытым. Такие разработки, запущенные без должного количества тестов в период пандемии вызывают подозрения и опасения, ведь каждый старается теперь заработать на средствах индивидуальной защиты от вируса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: