Возможно, вы уже купили свой последний атомобиль

Вы наверняка с недоверием отнеслись к заголовку данной статьи, однако прочитайте её, и, возможно, ваше отношение изменится.

Все большее число технических аналитиков предсказывают, что менее чем через 20 лет мы прекратим иметь автомобили в собственности, и, более того, двигатель внутреннего сгорания отправится в мусорную корзину истории.

Да, это серьёзное заявление, и ваш скепсис вполне обоснован, но уникальная конвергенция новой технологии в сфере личного транспорта более убедительна, чем вы думаете.

Центральная идея довольно проста: беспилотные электромобили, организованные в сеть вроде Uber, смогут предложить столь дешевый транспорт, который очень быстро – всего за десятилетие – вытеснит личный автомобиль. И если вы считаете, что временной прогноз чересчур оптимистичен, просто вспомните, как быстро авто вытеснили лошадей.

Взгляните на эту фотографию 5-й авеню в Нью-Йорке в 1900 году. Сможете ли найти на ней машину?

А теперь – фото той же авеню в 1913 году. И где же лошади?

В 1908 году первая модель T Ford вышла в массовое производство, а к 1930 году конный транспорт окончательно канул в лету — и все благодаря разрушительной силе более ранних технологических инноваций — двигателя внутреннего сгорания.

Итак, как теперь будет развиваться эта новейшая транспортная революция?

Беспилотная Uber-модель

Прежде всего стоит отметить как Uber и другие сетевые компании такси уже изменили способ передвижения. В большинстве крупных городов водитель Uber — или один из его конкурентов — обычно находится всего в паре минут от вас, и стоит меньше, чем «классическое» такси, скажем, 10 фунтов.

Экспоненциальный рост компании свидетельствует о том, насколько мощна модель подобного бизнеса.

Теперь уберём водителя и расходы сократятся не менее чем на 50%.

Поэтому, если мы попытаемся разобраться, когда эта революция начнется всерьез, ключевой датой станет совершенствование беспилотных технологий вождения, и, что также крайне важно, достаточная нормативная база.

Это может случиться раньше, чем вы думаете. Великобритания заявила, что надеется разрешить первые полностью беспилотные автомобили уже в 2021 году.

А по словам энтузиастов, технологии потребуется всего один город, который докажет, что технология безопасна и полезна, и остальной мир очень быстро присоединится к революции.

Таким образом беспилотные автомобили уменьшат стоимость нашей поездки с условных 10 фунтов стерлингов до 5.

Переход на электричество

Теперь представьте, что нынешние, в основном, бензиновые такси, будут заменены на электромобили.

В настоящее время такой транспорт дороже, чем аналогичные модели с двигателями внутреннего сгорания, однако если анализировать весь срок службы – затраты гораздо меньше.

К примеру, они более надежны. Типичный электромобиль имеет около 20 движущихся частей по сравнению с 2000 или около того в двигателе внутреннего сгорания.

В результате такие авто служат намного дольше. Большинство производителей электромобилей ожидают, что их транспортные средства способны преодолеть не менее 500 000 миль (примерно 805 тыс. км. – прим.ред).

Эти факторы не так важны для большинства потребителей. В конце концов, средний водитель в Англии проезжает менее 10 000 миль в год. Тем не менее, это огромные проблемы, если вы используете автомобиль почти непрерывно, как в случае с беспилотным такси.

Добавьте сюда низкую стоимость перезарядки аккумуляторов по сравнению с заправкой, и у вас есть еще одно значительное снижение затрат.

Кроме того, стоимость электромобилей, вероятно, будет продолжать падать и быстро. По мере того, как они становятся мейнстримом, это ведёт к снижению издержек. Такова логика завода Tesla стоимостью $5 млрд (3,8 млрд фунтов), так называемого «Gigafactory».

Как это повлияет на нашу поездку стоимостью условные 10 фунтов стерлингов? Колоссально.

Полностью беспилотные сети электротакси смогут предлагать поездки всего за 10% текущей стоимости.

По крайней мере, об этом говорит технический эксперт и визионер Тони Себа. Он и его команда в аналитическом центре RethinkX сделали больше, чем кто-либо другой, чтобы проанализировать, как эта революция может изменить рынок личного автотранспорта.

«Транспорт как услуга»

Таким образом мы сократим стоимость поездки с условных 10 фунтов стерлингов до 1.

Себа называет идею сети «robo-taxi» «транспорт как услуга» и считает, что это может сэкономить среднему американцу до 6000 долларов США (4560 фунтов стерлингов) в год. Это эквивалент 10%-ного повышения зарплаты.

И не забывайте, что после победы революции вы во время поездки сможете расслабиться или работать — еще одно большое преимущество.

Так что, всё ещё считаете, что машина у вас на стоянке имеет смысл?

Более того, как только эта новая модель активно распространится, преимущества вырастут ещё больше. Чем больше транспортных средств в сети, тем лучше обслуживание, предлагаемое потребителям; чем больше миль проезжают беспилотные авто, тем эффективнее и безопаснее они становятся; чем больше электромобилей производится, тем дешевле будет каждый последующий.

Не беспокойтесь о том, что революция не доберётся до сельской местности и труднопроходимых мест. Автомобиль можно будет припарковать в каждой деревне, ожидая вашего вызова.

И опасность внезапной разрядки тоже не станет проблемой. Если батарея разрядится, сеть отправит полностью заряженный автомобиль, чтобы встретиться с вами, дабы вы могли продолжить свое путешествие.

Вероятно, вы видели заголовки об авариях беспилотных авто, но правда в том, что они будут намного безопаснее, чем те, которые водите вы или я — они не получат одобрение регулирующих органов, если это будет не так. Это означает, что десятки тысяч жизней — возможно, даже сотни тысяч — будут спасены, когда уровень аварий резко упадет.

Это приведёт к ещё большей средств. Цена страховки будет падать, в то время как те из нас, кто настаивает на том, чтобы продолжать ездить на собственных машинах, будут нести более высокие расходы.

Водитель-человек – под запретом

По словам техноспециалистов, это произойдёт вскоре после того, как весь рынок откажется от автомобиля на двигателе внутреннего сгорания.

Например, RethinkX считает, что всего за 10 лет беспилотные автомобили-такси «захватят» 95% пассажирских миль.

Следующим логичным шагом будет запрет людям водить авто вообще, потому что они представляют риск для других участников дорожного движения.

Потратьте минуту, чтобы подумать о широкомасштабных эффектах, которые эта революция будет иметь. Не стоит забывать и о недостатках: к примеру миллионам работников автомобильной промышленности и таксистам придётся искать новые рабочие места.

Но подумайте о сотнях миллиардов долларов, которые потребители будут экономить, и которые теперь можно будет потратить на другие нужды.

Между тем, количество автомобилей резко сократится. По оценкам RethinkX, количество авто на дорогах США упадет с почти 250 миллионов до 45 миллионов в течение 10-летнего периода. Это позволит освободить огромное количество пространства в наших городах.

И, пожалуйста, обратите внимание: я не упомянул об огромных экологических преимуществах перехода на электричество.

Это объясняется тем, что логика этой революции обусловлена не ​​новыми законодательными ограничениями или страхом глобального потепления, но самым мощным стимулом в любой экономике – холодным расчётом и гигантской прибылью.

Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что массовый переход с ископаемого топлива на электричество замедлит изменение климата и значительно уменьшит загрязнение воздуха.

В общем, пусть грянет революция!