Предотвратить гибель коралловых рифов поможет генетика | Популярный Университет

Предотвратить гибель коралловых рифов поможет генетика

Колонии коралловых рифов сокращаются из-за глобального потепления. Американские исследователи обнаружили у некоторых кораллов группу генов, которые адаптировались к высоким температурам. Благодаря этому открытию учёные смогут разработать меры, чтобы уберечь колонии от климатических изменений и повреждения. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Коралловые рифы защищают прибрежные зоны от штормовых волн, содержат молекулы, которые обладают противовоспалительным, противовирусным, противоопухолевым и антибактериальным действием, а также являются источником песка для пляжей.

Обесцвечивание, а затем и погибание кораллов происходит, в основном, из-за утраты внутриклеточных симбионтов — фотосинтезирующих жгутиковых простейших. Эти водоросли в обмен на защиту дают кораллам энергию и характерный цвет. Когда коралл попадает в стрессовые условия — например, из-за повышения температуры, солëности, действия химических загрязнителей и инфекций — водоросли отрываются. [Видео] Кораллы остаются жизнеспособными, но их рост замедляется. При этом, чем быстрее происходит обесцвечивание, тем больше шансов на выживание. Этот процесс помогает адаптироваться к резкой смене условий, но точные его механизмы и роль пока не изучены.

Организация Объединëнных Наций отмечает, что 70 процентов коралловых рифов на Земле находятся под угрозой. При этом 20 процентов уже полностью уничтожены, 24 процента подвергаются неминуемой опасности и еще 26 процентов могут быть уничтожены из-за разных угроз. Главная причина сокращения — глобальное потепление. Температура морской воды влияет на жизнь кораллов. Например, Большой Барьерный риф трижды пережил сокращение количества кораллов за последние пять лет. Если Земля продолжит нагреваться, то коралловые рифы исчезнут уже в этом веке.

«Нужно использовать как можно больше инструментов для вмешательства, иначе продолжится исчезновение коралловых рифов, — говорит автор исследования, доктор биологических наук из Колумбийского университета Захари Фуллер. — Изучение генов живых организмов помогает определить, какие кораллы способны жить при более высоких температурах, и выявить мутации, связанные с устойчивостью к изменению климата».

Учёные проанализировали 237 образцов, которые собрали в 12 местах вдоль Большого Барьерного рифа. Была рассмотрена «генетическая подпись» кораллов, которые адаптировались к тёплым температурам и не обесцветились. Было обнаружено, что на устойчивость к обесцвечиванию влияет определëнная совокупность генов.

Таким образом, учёные доказали эффективность использования геномных подходов в действиях по сохранению кораллов. Эти результаты создают основу для прогнозирования риска обесцвечивания других видов кораллов.

Автор: Ирина Понедельник