Абрам Иоффе: биография, факты из жизни | Популярный университет

Отец советской физики: биография Абрама Иоффе

Абрам Федорович Иоффе: биография

В нашем мире хороший ученый – это человек, который не просто открывает что-то новое и познает окружающий его мир в собственных исследованиях. Это человек, который может привлечь других людей в науку и организовать работу так, чтобы научно-технический прогресс шел как можно более быстро.

Именно таким человеком был Абрам Фёдорович Иоффе. Он воспитал целую школу выдающихся физиков, таких как Игорь Васильевич Курчатов, Петр Леонидович Капица и Николай Николаевич Семёнов, о которых мы уже писали. За свои научные открытия и выдающихся воспитанников, Иоффе получил прозвище «отца советской физики».

Родился Абрам Фёдорович в 1880 году в семье купца и домохозяйки из города Ромны в Полтавской губернии. Детство будущего учёного прошло в том же городе. Абрам Фёдорович был одним из пяти детей в семье. Несмотря на такое количество детей, родители не обходили вниманием ни одного из них и занимались их образованием. С малых лет каждому ребенку в семье Иоффе прививали литературный вкус.

В Ромнах молодой Иоффе получил среднее образование в реальном училище, после чего в 1897 г. поступил в Технологический институт императора Николая I в Санкт-Петербурге. Там молодой человек обучается, в частности, у профессора Николая Александровича Гезехуса, который и рекомендует подающему надежды физику продолжить обучение, но уже за границей. И тут Абраму Фёдоровичу несказанно везёт: ему удается поступить в Мюнхенский университет, где учёный попадает в лабораторию к первому Нобелевскому лауреату Вильгельму Рентгену.

В лаборатории Рентгена Иоффе работает четыре года и получается в итоге степень доктора наук. Мюнхенский университет Абрам Фёдорович оканчивает в 1905 году, а на следующий год возвращается в Россию и начинает работать в Санкт-Петербургском университете имени Петра Великого. Делает это Абрам Фёдорович из чувства гражданского долга, хотя Рентген предлагает молодому учёному остаться в Германии и работать профессором в Мюнхенском университете.

Тогда, конечно, никакой сильной физической школы в России не было. Зародилась она на собраниях кружка Физического института Петербургского университета, который организовывал Пауль Эренфест — австрийский исследователь, который работал в России с 1907 по 1912 год. Этот кружок стал центром, из которого затем вырос целый научный круг физтеховских ученых.

В то время область научных интересов Иоффе касалась физики частиц. В частности, он смог определить заряд электрона в 1911 году, но саму работу опубликовал только два года спустя, когда его уже опередил Роберт Милликен. К слову, за эту и ряд последующих работ Милликен впоследствии получил Нобелевскую премию по физике.

С 1913 по 1915 год Иоффе читал курсы сразу в нескольких учебных заведениях — в Петербургском университете, Политехническом и Горном институтах и на Высших курсах имени П. Ф. Лесгафта. За эти два года Абрам Фёдорович успел защитить сначала магистерскую, а затем и докторскую диссертации. И хотя зарубежом у него уже была степень доктора, в российских учебных заведениях она тогда не котировалась.

В 1918 году физик решает вместе со своим земляком Степаном Прокофьевичем Тимошенко организовать в Политехническом институте физико-механический факультет, где бы готовили инженеров для набирающей обороты промышленности страны. В этом же году Иоффе создаёт и возглавляет физико-технический отдел Государственного рентгенологического и радиологического института, одновременно становясь его президентом.

К тому времени у Арама Фёдоровича уже была жена, ради которой ему пришлось принять лютеранство, и маленькая дочь Валентина. В период с 1920 по 1930 год карьера Иоффе развивается стремительно: сначала он становится директором Физико-технического института, который позже будет назван его именем, после физика назначают председателем Научно-технического комитета петроградской промышленности и Всероссийской ассоциации физиков, а затем и директором Агрофизического института. Тут Иоффе окончательно отходит от научной работы и посвящает себя, что сегодня называется «менеджментом в науке». По сути, Абрам Фёдорович становится организатором и руководителем научных учреждений, к чему подходит с огромным знанием дела.

Так, в середине 1930-х годов именно он доказывал правительству СССР, что необходимо направить больше финансовых и материальных средств на исследования ядерных реакций. Добившись положительного решения, Иоффе создал на базе Физико-технического института специальную лабораторию, заведующим которой поставил своего ученика Игоря Васильевича Курчатова. Именно с этих исследований зародился Атомный проект СССР, о котором мы уже писали.

Биография Абрам Иоффе, изображение №2

Помимо участия в Атомном проекте, Иоффе продолжал организовывать процесс научных исследований. Он тратил собственные и казенные деньги на покупку оборудования, выбирал с помощью своей интуиции самые перспективные области физики и привлекал к работе самых талантливых людей. Во время войны, когда Физико-технический институт эвакуировали в Казань, Абрам Фёдорович смог быстро возобновить его работу, переориентировать направления исследований на вооружение и оборону и распределить людей между лабораториями так, чтобы добиться максимальной эффективности.

После окончания войны Абрам Фёдорович решил сосредоточить усилия института на создании новых полупроводников, развитии Атомного проекта и запуске первого циклотрона. Несмотря на большие заслуги Иоффе, в 1950 году в результате кампании «борьбы с космополитизмом» ему пришлось уйти с должности директора Физико-технического института и остаться заведующим лабораторией. В 1954 году на базе этой лаборатории учёный создал Институт полупроводников АН СССР.

Через 18 лет второй созданный им институт вошел в состав первого — ЛФТИ. Но до этого момента Абрам Фёдорович не дожил. Умер великий советский физик и организатор науки в 1960 году за две недели до 80-летнего юбилея на своем рабочем месте. До конца жизни он оставался активным, играл в теннис, руководил и учил. Без учеников, которым Абрам Фёдорович открыл дорогу в науку, СССР, вероятно, не смог бы сделать многое из того, чем мы гордимся сегодня.

Автор: Никита Шевцев