Строительство самого большого термоядерного реактора открылось во Франции | Популярный Университет

Строительство самого большого термоядерного реактора открылось во Франции

Президент Франции Эммануэль Макрон 28 июля открыл стройку международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР (ITER). В её реализации участвуют исследователи и инженеры из 35 стран. Первый запуск установки намечен на 2025 год. Трансляция открытия стройки велась на YouTube.

ITER — это международный мегасайенс-проект. Его цель — создать первый самоподдерживающийся процесс термоядерного синтеза. Такой синтез заключается в слиянии малых ядер атомов друг с другом в более массивные с выделением огромного количества энергии — в несколько раз больше, чем при делении нестабильных радиоактивных ядер.

Термоядерные реакции происходят, например, в недрах звёзд. Если физикам удастся создать такой источник энергии на Земле, он сможет обеспечить электричеством несколько количество населенных пунктов, а в перспективе и заменить собой угольные и гидроэлектростанции.

Реализация проекта ИТЭР началась в 2007 году. Тогда планировалось, что реактор будет запущен уже в 2016-м. Однако впоследствии концепция проекта менялась, материалы дорожали и разработчики сталкивались с задержками в поставке комплектующих. Все необходимые детали поступили на место строительства только в этом месяце.

Примерно 90% всей стоимости проекта обеспечивают поставки оборудования из разных стран. Россия, в частности, поставляет для ИТЭР сверхпроводящие магниты для катушек, создающих мощное магнитное поле.

Теперь, после прибытия всех необходимых компонентов, инженеры готовы начать сборку термоядерного реактора. Закончить её планируется к 2025 году. На этот же год намечен первый запуск установки.

Автор: Ирина Понедельник