Графеновые датчики смогут контролировать свежесть продуктов | Популярный Университет

Графеновые датчики смогут контролировать свежесть продуктов

Американские исследователи создали датчики для контроля свежести продуктов питания и готовых блюд. Статья об этом опубликована в онлайн-журнале 2D Materials.

При порче некоторых продуктов питания могут выделяться опасные для человека вещества. Например, когда рыба и мясо портятся, в них образуется гистамин. Это вещество может вызывать у людей сильнейшие аллергические реакции, вплоть до смертельного анафилактического шока.

Американские учёные впервые создали детекторы гистаминов на основе графена — одноатомного слоя графита. Такой одноразовый графеновый датчик свежести еды — недорогая и надёжная технология, так как графен гибкий и прочный, хорошо проводит электрический ток и нетоксичен.

Чтобы создать эту тест-систему, учёные наносили аэрозоль графена на подложку с помощью высокоточного принтера. Затем исследователи использовали гистаминовые антитела, чтобы настроить сенсоры на обнаружение гистамина. Гистамин блокирует перенос электронов и увеличивает электрическое сопротивление. Это изменение фиксируется датчиком.

Современные американские нормы на содержание гистамина в рыбе установлены на уровне 50 частиц на миллион. Изобретённые датчики определяют гистамин до 3,41 частиц на миллион, что делает их достаточно чувствительными для отслеживания свежести и безопасности пищевых продуктов.

«Этот датчик гистамина предназначен не только для рыбы, — отмечает Гомес, один из разработчиков. — Бактерии в других продуктах тоже производят гистамин. Таким образом, это органическое соединение может быть хорошим показателем срока годности пищи».

Исследователи полагают, что концепция сенсоров будет работать и для обнаружения других видов молекул. «Технологию можно обобщить для широкого спектра применений, включая обнаружение токсинов в окружающей среде, обнаружение пищевых патогенов и диагностику состояния здоровья», — утверждают они.

Авторы: Елизавета Антипинская