Кластеры из крошечных чëрных дыр могут объяснить темную материю | Популярный университет

Кластеры из крошечных чëрных дыр могут объяснить темную материю

Предсказано существование кластеров из крошечных черных дыр

Испанские астрофизики провели компьютерные симуляции и обнаружили, что первые чёрные дыры, родившиеся после Большого взрыва, к сегодняшнему дню могли стать крошечными и образовать огромные скопления, которые пока что не удаётся запечатлеть. Об этом исследователи рассказали на портале препринтов arXiv.org.

В очень ранней Вселенной вещество было настолько плотным, что излучение, заполнившее космос, могло коллапсировать, создавая первичные чёрные дыры. Если бы эти чёрные дыры выжили, они могли бы стать намного меньше и намного менее заметнее обычных чёрных дыр, возникших в результате коллапса гигантской звезды.

Хуан Гарсиа-Беллидо из Автономного университета Мадрида в Испании вместе с коллегами провёл более 5000 симуляций, чтобы выяснить, как могли со временем эволюционировать эти кластеры. Учёные обнаружили, что объекты могли образовывать скопления. При этом каждая дыра имела массу, сопоставимую с солнечной, а ширину всего несколько километров. Такой кластер, согласно исследователям, простирался на сотни тысяч световых лет.

Гравитационное столкновение таких объектов может привести к выбросу чёрных дыр из скопления со скоростью около 1000 километров в секунду. Если это так, то в космосе с большой скоростью могут мчатся незаметные для земных приборов чёрные дыры. Однако, по словам исследователей, причин для беспокойства нет.

«Шанс на то, что одна из этих чёрных дыр, выпущенных рогаткой из одного скопления, может поразить Солнечную систему в ближайшее время, составляет один из многих миллиардов триллионов», — говорит Хуан Гарсиа-Беллидо из Автономного университета Мадрида.

Исследователи обнаружили, что скопления чёрных дыр и обособленные объекты небольшого размера по поведению должны быть очень похожими на тёмную материю — загадочную субстанцию, о существовании которой мы можем судить только по еë гравитационному воздействию на вещество Вселенной. Это означает, что если первичные чёрные дыры существуют, они могут дать ответ на вопрос о природе тёмной материи.

Автор: Ирина Понедельник