Искусственный интеллект научили играть в «угадай слово»

В течение десятилетий ученые стремились дать компьютерам здравый смысл — базовое понимание мира, которое позволяет людям ориентироваться во всем — от разговора до движения в городе. Теперь исследователи придумали новый подход: они разработали искусственный интеллект, который может абстрагировать знания и обобщать их, чтобы играть в удивительно тонкую игру-угадайку Pictionary.

«Это первый шаг к использованию здравого смысла в области ИИ», — говорит Анируддха Кембхави, специалист по информатике в рамках проекта Института искусственного интеллекта Аллена (AI2), некоммерческой лаборатории в Сиэтле, штат Вашингтон. Анжелики Лазариду, компьютерный специалист DeepMind в Лондоне, которая попробовала игру, соглашается с этим утверждением. Она говорит, что ИИ узнает, как люди понимают основные понятия, находя минимальные элементы, необходимые для их передачи.

Ранее программисты стремились к здравому смыслу, программируя ИИ с помощью законов физики или загружая списки фактов. Это работает только для простых задач. Но Pictionary гораздо сложнее: она просит игроков угадывать слова или фразы на основе эскизов партнера. Это требует абстракции, рассуждения, общения и сотрудничества.

Исследователи создали новую игру Iconary, в которой игроки выбирают из 1200 значков (скажем, изображений дерева или стрелки) и размещают их, чтобы передать случайно сгенерированную фразу. Затем партнер угадывает фразу, пока не получит правильный ответ, или не попросит новый набросок.

Они также создали ИИ, обнародованный сегодня на их сайте, с которым каждый может играть в Iconary. Компьютер обучился этому, наблюдая за 100 000 игр между людьми. Искусственный интеллект опирается на нейронные сети, программное обеспечение, которое подражает мозгу на основе опыта, и обширную базу числовых кодов, используемых в программном обеспечении для перевода. Коды представляют значение слов: «стул» и «диван», например, ближе по значению, чем «стул» и «собака». ИИ переводит слова в коды — используя всю фразу как контекст — но вместо перевода кода на другой язык, он переводит их в значки.

«Мы хотели создать систему искусственного интеллекта, которая могла бы взаимодействовать с людьми, и в то же время учиться тому, как люди думают, как они действуют», — говорит Али Фархади, специалист по вычислительной технике проекта. В дальнейшем, добавляет он, ИИ будет учиться, играя против людей.

Эксперты искусственного интеллекта неоднозначно отнеслись к важности нового алгоритма. Кэтрин Хаваси, специалист по информатике в Массачусетском технологическом институте в Кембридже, ценит ее способность обобщать, учитывая негибкость многих алгоритмов машинного обучения:

«Здесь есть глубина и способность брать вещи, которые она изучает, из одной фразы или одного случая и обобщать в других», — говорит она.

Но Эрнест Дэвис, специалист по информатике в Нью-Йоркском университете в Нью-Йорке, более скептически относился к связи проекта со здравым смыслом. «Большая часть задачи — просто сопоставить слова с иконками. Это очень ограниченная форма здравого смысла», — говорит он.

Ключевым элементом новой системы является то, что она может изменить идеи на основе догадок партнера. Фархади ощущает настоящее сотрудничество, играя с ИИ: «На самом деле я чувствую, что эта система соединяется со мной глубоко в моих мыслях».