Ученые выяснили почему муравьи даже в час пик не образуют затор

Быть муравьем — значит никогда не быть в пробке. Это одна из многих привилегий (помимо  сверхчеловеческой силы , скелета в форме доспехов и двух желудков, конечно). Почему так происходит, ученые рассказали в исследовании, опубликованном в журнале eLife.

Когда эти крошечные дисциплинированные существа маршируют по своим узким дорогам с феромонными линиями, им каким-то образом удается поддерживать плавный поток, идущий взад и вперед, даже в час пик.

Исследователи обнаружили, что  аргентинские муравьи (Linepithema humile) могут адаптироваться к различным дорожным условиям и предотвращать заторы. Все, что нужно, — это немного самоотверженности и сдержанности — то, что нам, людям, не хватает.

Конечно, у муравьев нет правил дорожного движения, как у нас, и они не боятся столкновений, но даже их способность избегать скопления при движении как единого целого, вроде жидкости, очаровала нас на века.

Даже Аристотель удивлялся тому, как отдельные муравьи «возвращаются в свое гнездо, следуя по довольно прямой линии, и на пути они не мешают друг другу».

Предыдущие исследования показали, что муравьиные дороги могут протекать со скоростью несколько сотен человек в минуту в загруженном потоке.

Снимая 170 повторных экспериментов, исследователи наблюдали, как этот конкретный вид муравья двигался по мосту между их гнездом и источником пищи. Эксперименты включали мосты различной ширины (5 мм, 10 мм и 20 мм), от 400 до 25 600 муравьев.

На протяжении всего процесса собирались данные о потоке трафика, скорости движения муравьев и количестве столкновений.

Оказалось, что эти муравьи могут двигаться по мосту без замедления, даже когда их число вдвое превышает число людей на таком же по соотношению мосту. Когда люди идут или едут, поток движения обычно начинает замедляться, когда занятость достигает 40%. Аргентинские муравьи не проявляют признаков замедления, даже когда занятость моста достигла 80%.

Авторы обнаружили, что муравьи действительно ускоряются, пока не будет достигнута максимальная емкость. При риске столкновений муравьи совместно замедлялись и меняли поведение.

«Пробки вездесущи в человеческом обществе, где люди преследуют свои личные цели, — объясняют авторы. — Напротив, у муравьев есть общая цель: выживание колонии, поэтому они должны действовать сообща, чтобы оптимизировать доставку пищи».

Другое исследование муравьев показало, что иногда они даже используют «офицеров» управления движением. Ученые обнаружили, что когда муравьиная тропа начала забиваться, возвращающиеся в гнездо насекомые, блокировали на пути муравьев, вынуждая их найти новый маршрут.

Очевидно, что на людей сложнее влиять, и мы не всегда ведем себя так логично. В то время как муравьи распространяются равномерно по полосам , даже в чрезвычайных ситуациях , люди с большей вероятностью натыкаются друг на друга.

Тем не менее, даже не изменяя нашего собственного поведения, у муравьев есть чему поучиться, говорят авторы. Если на горизонте появятся автомобили с автоматическим управлением, возможно, мы сможем найти способ подражать их стратегиям и оптимизировать транспортный поток.

Если мы сможем сделать наши дороги более похожими на муравьиные тропы, представьте, насколько более эффективным будет мир.